Постоянные читатели

воскресенье, 25 ноября 2012 г.

Проблема познаваемости мира

Проблема познаваемости мира является одной из важнейших в философии. Она стояла как центральная в Древней Греции, в средние века и Новое время (И. Кант, Гегель), особенно остро встала эта проблема в нашем столетии (Франк, Гартман, Витгенштейн). Сама проблема : “ Познаваем ли мир, а если познаваем, то на сколько? ” выросла не из праздного любопытства, а из реальных трудностей познания. Область внешнего проявления сущности вещей отражается органами чувств, но достоверность их информации во многих случаях сомнительна или вообще неверна. Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к теории.



1. Презентация по теме


Познание мира,чувственное и рациональное

2. Чувственное и рациональное познание


Чувственное и рациональное познание

3. Домашнее задание

Подглядывания Фрейда. Олег Шупляк

Итак, представим такую ситуацию: вы полностью расслаблены, ни о чем не думаете, просто отдыхаете после тяжелого трудового дня, "гуляя" по просторам Интернета. И вдруг вам на глаза попадается эта картина. Что вы увидите первым: лицо немолодого мужчины или же же фигуры юноши и девушки на берегу реки? Отчего будет зависеть ваш выбор?
Читающая Дали. Олег Шупляк

Еще один пример. Кинув взгляд на это изображение, что вы увидите: девушку, читающую книгу, или лицо известного сюрреалиста Сальвадора Дали?
Оптические иллюзии. Олег Шупляк

И последний пример: перед вами ваза с цветами. Или же это женское лицо?

Каждый ответит на эти вопросы по-своему. Например, во всех трех случаях, едва взглянув на изображение, я видела сначала лицо. Лишь потом, вглядевшись в картину, я видела, как причудливо переплетаются между собой линии и фигуры, создавая иллюзию этих лиц. Но вернемся к нашему вопросу: отчего же это зависит?
На самом деле, это зависит от форм познания окружающего мира: чувственное оно или рациональное. Чувственное познание - познание с помощью органов чувств. Когда я смотрела на картины, я опиралась именно на свои ощущения. Но кто-то может выбрать рациональное познание, где главную роль играют мышление и логика. Такие люди являются рационалистами: они анализируют картину, соотносят ее с аналогичными образами, хранящимися в памяти, и видят отдельные фигуры и предметы. 
Но если проанализировать обе формы познания, можно сделать вывод, что они тесно взаимосвязаны. Действительно, сначала мы опираемся на наши чувства и эмоции, которые впоследствии запоминаем. И уже потом мы воспроизводим их в памяти при анализе какого-либо предмета. Так же произошло и с картинами, представленными выше. Я запомнила главный образ - образ лица, цвета и формы. Затем, приглядевшись, я увидела отдельные линии, которые сопоставила в памяти с привычными предметами: деревьями, листьями, облаками и т.д. Так я увидела, что изображение лица создается с помощью комбинации разных фигур, которые по-отдельности не представляют собой единое целое. Таким образом, мы видим, что разделить чувственное и рациональное в познавательном процессе невозможно.

Переход Суворова через Альпы и обратно. Олег Шупляк

Но в познании важную роль играет и мышление. В самом деле, многое зависит от смысловой установки, т.е. от понимая того, что мы видим.  Так, на выше представленной картине изображен знаменитый переход через Альпы А. Суворова. Но в то же время можно сразу заметить, что фигуры солдат вместе образуют образ лица полководца.

Итак, можно сделать вывод, что не имеет значения, что изображено на картине. На ее содержание может повлиять форма познания человека - чувственная или рациональная, т.е. его личный способ познания мира. Также важную роль играет наше сознание, или смысловая установка, задающаяся опытом.

процессе практически невозможно.