Постоянные читатели

четверг, 18 октября 2012 г.

Человек как биосоциальное существо

Философские споры о природе человека имеют многовековую историю. Наиболее часто природу человека философы называют бинарной (двойной), а самого человека определяют как биосоциальное существо. Человек является неотъемлемой частью природы. Ему, как и любому биологическому организму, свойственны саморегуляция, обмен веществом, энергией и информацией с окружающей средой. Биологическая сторона жизни человека характеризует особенности строения и функционирования его организма, работу его органов чувств, простейшие психические реакции. Как и другие живые существа, человек может быть здоровым или больным. Состояние его здоровья во многом зависит от условий жизни, в том числе от природной среды. Человеческая психика, охватывающая совокупность наших внутренних состояний, явлений внутреннего мира (ощущения, переживания, эмоции и т. д.), тоже имеет биологическую основу. Так в чем же тогда заключается отличие человека от животного?

1. Теоретическая база по теме "Человек как биосоциальное существо"


Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции

2. Эссе на тему: "Человек вне общества - или бог, или зверь" (Аристотель).


   Выбранное мною для рассмотрения высказывание известного древнегреческого ученого и мыслителя Аристотеля можно отнести к такой науке, как философия. Термин "философия" состоит из двух греческих слов: "philia" (любовь) и "sophia" (мудрость), т.е. переводится как любовь к мудрости. Философия — наука о всеобщих законах развития природы, общества и человека, исследующая познавательное, ценностное, нравственное и эстетическое отношение человека к окружающему миру и имеющая целью выработку обобщенной системы взглядов на мир и место человека в нем.
   По моему мнению, общая тема, затронутая Аристотелем в его высказывании - взаимосвязь человека и общества и их взаимодействие друг с другом. Несомненно, человек - это биосоциальное существо, а значит, в нем изначально заложены два начала - человек как биологическое существо, часть природы, и человек как социальное существо, часть общества. Этим человек и отличается от животных. Ведь с точки зрения биологии, он является высшей ступенью развития живых организмов на Земле, что проявляется в его анатомии и физиологии. А примеры проявления его социальной сущности мы можем видеть через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и т.д. Именно этот факт является аргументом в пользу второй части данного высказывания о том, что вне общества человек может считать себя "богом" среди других живых существ.
   О взаимосвязи человека и общества размышляли многие известные ученые. Так, например, знаменитый немецкий философ И. Фитхе (1762-1814) говорил:"Человек предназначен для жизни в обществе; он не вполне человек и противоречит своей сущности, если живет отшельником". Над этим вопросом задумывался и известнейший русский философ-утопист, ученый и революционер-демократ Н.Г.Чернышевский (1828-1889). Он утверждал, что "каждый отдельный человек должник общества за свое умственное развитие". А У.Годвин (1756-1836), английский политический философ и романист,  считал, что "все, чем человек со своим разумом отличается от животного, является результатом жизни в обществе."
   Действительно, тема взаимодействия человека и общества весьма многогранна. Человек не может жить и развиваться вне социума, т.к. неразрывно связан с ним. Как мы знаем, общество в широком смысле - это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Благодаря данному определению, мы можем сразу понять, что обозначает термин "биосоциальное существо".
   Я считаю, что своем высказывании Аристотель рассуждает о том, как поведет себя человек, находясь вне общества. Станет ли он подобен "зверю", т.е. возобладает ли в нем природное начало, или же он подчинит себе природу, став "богом", т.е. высшим существом на Земле.
   Безусловно, человек и общество неотделимы от природы, т.к. они являются ее продолжением. Однако природа не может оказать такого влияния на развитие человека, его сознания, как общество. Именно благодаря ему в людях развиваются такие качества, как нравственность и духовность.
   Аристотель в своем высказывании, по моему мнению, поднимает очень важный вопрос, который является важным для философов и ученых со всего мира на протяжении долгих столетий. Какую же модель поведения выберет для себя человек, находясь вне привычной для него среды, вне общества? Философ предлагает два основных пути: низший, т.е. путь "зверя", и высший, путь просвещения и созидания, или путь "бога и творца".
   С высказыванием Аристотеля трудно не согласиться. Человек вне общества  по-настоящему может превратиться в зверя, чему существует множество примеров. Наверное, каждый ребенок знает "Книгу Джунглей" Р.Киплинга и ее главного персонажа, мальчика Маугли, воспитанного волками. Но эту историю нельзя назвать абсолютной выдумкой, ведь есть много примеров из жизни, иллюстрирующих ее.  Так, подобный случай произошел с девочкой, воспитывающейся в неблагополучной семье. В 1992 года в Одесский интернат для детей с дефектами развития привезли непонятное существо. В медицинской карточке значилось, что это девочка восьми лет, звали ее Оксана. Родом девочка-собака была из села Новая Благовещенка, что в Херсонской области. Она ходила на четвереньках, легко запрыгивала на кровать и на стол, никого к себе не подпускала, скаля зубы и рыча. Оказалось, что родители не обращали внимание на ребенка, совершенно не заботились о ее потребностях. Тогда она решила поселиться в будке со своей собакой, которая заботилась о ней, и жила там несколько лет. Что же произошло с ней в результате? Она стала вести себя так же, как собака, и это неудивительно. Более того, когда ее поместили в лечебное заведение, к другим детям, оказалось, что восьмилетняя девочка находится на той же ступени развития, что и трехлетний ребенок. Этот пример доказывает основную мысль Аристотеля: человеком рождаются, а личностью, обладающую сознанием, целями и принципами, становятся. Конечно, никто из нас не может стать богом в прямом смысле этого слова. Я думаю, Аристотель подразумевает, что вне общества человек может пойти либо по пути "зверя", который был описан выше, либо по пути "бога" как существа, находящегося на высшей стадии развития, способного подчинять себе окружающий мир, быть творцом культуры. Существует огромное количество примеров того, как люди, отказываясь от социального бытия в пользу добровольного отшельничества, не превращались в диких зверей, а наоборот, становились моральными авторитетами и примерами для подражания. Все мы знаем о тибетских монахах, которые покидают общество, становятся отшельниками и посвящают свою жизнь взращиванию в себе высоких духовных качеств, таких как смирение, умиротворение, чистота сознания, великодушие, доброта и мудрость. Однако жизнь вне социума - тяжелое испытания для человека, особенно если учесть, что он является биосоциальным существом, и далеко не все могут его пройти. Многие люди попросту теряют рассудок, вырвавшись из привычного им социального окружения. Именно поэтому я могу сделать вывод, что жизнь человека как личности немыслима без общества, ведь именно благодаря ему он развивается и приобретает все те черты, что отличают людей от животных.