Постоянные читатели

четверг, 6 декабря 2012 г.

Многообразие путей познания мира

В сознанье все сплетается моем, и миф, и опыт, и народа мудрость. И все, что мы о мире узнаем, в душе хранится, вызывая гордость.

Говоря о формах познания, выделяют не только научное, но и ненаучное познание. Наука скептически относится к ненаучным формам познания, однако некоторые исследователи считают, что нельзя ограничивать познание только чувствами и разумом. Так что же понимают под "ненаучным" познанием?



1. Мифологическое познание

Мифологическое познание пытается объяснить мир в фантастических и эмоциональных образах. На ранних этапах развития у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, поэтому их объясняли при помощи мифов и легенд, без учета причинно-следственных связей. При всей своей фантастичности миф выполнял важные функции: в рамках своих возможностей он истолковывал вопросы происхождения мира и человека и объяснял природные явления, удовлетворяя тем самым стремление человека к познанию, предоставлял определенные модели для деятельности, определяя правила поведения, передавая опыт и традиционные ценности из поколения в поколение.

МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
Источник

2. Религиозное познание

Религиозное познание представляет собой мышление на основе догматов, признанных неопровержимыми. Реальность рассматривается через призму «символов веры», основным из которых является требование верить в сверхъестественное. Как правило, религия сосредоточена на духовном самопознании, занимая нишу, в которой бессильны и обыденное познание, и научное. Религия, будучи формой получения и расширения духовного опыта, оказала значительное воздействие на развитие человечества.

3. Обыденно-практическое познание

Обыденно-практическое познание основано на здравом смысле, житейской сообразительности и жизненном опыте и необходимо для правильного ориентирования в повторяющихся ситуациях обыденной жизни, для физической работы. И. Кант называл познавательную способность, обеспечивающую такую деятельность, рассудком.

Теплов Б

Источник

4. Художественное познание

Художественное познание основывается не на научных понятиях, а на целостных художественных образах и позволяет ощутить и чувственно выразить — в литературе, музыке, живописи, скульптуре — тонкие оттенки душевных движений, индивидуальность человека, чувства и эмоции, уникальность каждого момента жизни человека и окружающей его природы.Художественный образ как бы дополняет научное понятие. Если наука пытается показать объективную сторону мира, то искусство (наряду с религией) — личностно-окрашенную его составляющую.

5. Философское познание


Философское познание, рассматривая мир как целостность, представляет собой прежде всего синтез научного и художественного видов познания. Философия мыслит не понятиями и образами, но «понятиями-образами», или концептами. С одной стороны, эти концепты близки к научным понятиям, поскольку выражены в терминах, а с другой — к художественным образам, поскольку эти понятия не так строги и однозначны, как в науке; скорее, они символичны. Философия также может использовать элементы религиозного познания (религиозная философия), хотя сама по себе она не требует от человека веры в сверхъестественное.

6. Паранаука


Псевдонаука
Источник

В отличие от этих видов научное познание предполагает объяснение, поиск закономерностей в каждой области своего исследования, требует строгой доказательности, четкого и объективного описания фактов в виде стройной и непротиворечивой системы. При этом наука не полностью противопоставлена обыденно-практическому познанию, принимая некоторые элементы опыта, а сам житейский опыт в современности учитывает многие данные науки.

7. Творческое задание. Видеоролик "Чему взрослые могут научиться у детей?"




Работа была выполнена на основе обыденно-житейского познания (жизненный опыт), научного познания (выдвижение гипотезы, анализ и наблюдение, умозаключения, обобщение), социального познания.

8 комментариев:

  1. Классно! Очень хороший видеоролик.С музыкой,красочный,а самое главное с хорошим содержанием.

    ОтветитьУдалить
  2. Здорово! Очень интересный ролик, такой позитивный и яркий! Особенно понравилась фраза: "Мы не ограничиваем себя рамками из четырех стен, мы даем волю фантазии". Думаю, для тебя, как и для меня, это очень важно. Способность смотреть на мир шире, видеть то, чего порой в упор не замечают другие, делает жизнь насыщенней и интересней, позволяет мечтать о том, о чем другие даже не догадываются... У взрослого кругом рамки и ограничения, а ребенок никогда не посадит сам себя в тюрьму.

    ОтветитьУдалить
  3. Арина, в чем ролик делали? В Movie Maker, или в чем-то другом? У меня с созданием видео очень тяжелые отношения (пока!), но из стационарных программ нравится DVD Photo Slideshow Professional. Очень понравилась непринужденность повествования. Песня крайне удачно подобрана. Смотрела ролик и, как и в случае с работами Ваших одноклассников, примеряла его текст на себя, взрослую. И поняла, что вот с содержанием ролика я то ли не согласна, то ли я не взрослая:))) Ребячество? Да сколько угодно, достаточно день самоуправления последний вспомнить:-) Правда, справедливости ради, стоит отметить, что другие взрослые меня осудили, но в этой ситуации, как ни странно (обычно наоборот), меня их мнение не волновало совершенно. Доверие? Если бы его не было, разве я допустила бы, что какие-то вещи на уроке мы проверяем через самоконтроль, взаимный контроль... В отсутствии жажды знаний, стремлении учиться меня точно не упрекнуть. В общем, я крепко призадумалась...Спасибо за интересную работу!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мария Николаевна, спасибо за такой полный, развернутый комментарий к моей работе!
      Ролик делался в Movie Maker 2.6; почему-то другие программы на ноутбуке работать не хотят. А давно хочется что-то новое, потому что функционал у Муви маловат.)
      Поясню содержание ролика. Вообще, в качестве "взрослых" у меня выступали именно мои родители, ведь больше никого я не знаю настолько хорошо. Успела уже изучить их характер, привычки и взгляды.) На основе этого и делалась работа. Вот, например, ребячество. Почему я взяла его? - потому, что родители у меня сами по себе люди консервативные, ребяческие поступки не приемлют. Конечно, они могут веселиться, но, анализируя то, как они проводят время в своей компании (например, на праздниках), я делаю вывод, что до нашего Дня Самоуправления им ооочень далеко. ) Причем это свойственно не только моим родителям, но и их друзьям, за которыми я тоже успела понаблюдать.
      Теперь, что касается доверия. Тут я опять же обращалась к поведению моих родителей. Во-первых, они очень подозрительные по своей натуре. Вообще, я заметила, что взрослые тем и отличаются от детей, что, например,к первому встречному относятся достаточно холодно, иногда настороженно (в большинстве своем). Если к ребенку подойдет незнакомый человек, он точно начнет с ним общаться, а вот что сделает взрослый? Вряд ли то же самое.
      Ну, и про предательства друзей... Хочется сказать, что мои родители второго шанса почему-то не давали. Может, это только у них так. Я всегда стараюсь простить и забыть все обиды. Отсюда и упомянутое между нами отличие.
      Что ж, надеюсь, я смогла донести, почему построила свою работу именно так. )

      Удалить
    2. Арина, да все понятно, что выводы Вы можете делать на основе своего социального опыта, а он у Вас порою ограничен каким-то достаточно узкими рамками.
      По поводу программного обеспечения. А Вы не пробовали пользоваться ссылками в теме? Я, если честно, сама еще не делала видео в таком формате (у меня с видео вообще тяжелые отношения, но вот DVD Photo Slideshow Professional люблю, есть бесплатная версия, если сами не найдете, могу скинуть и где скачать и обучалки по этой программе поискать, по которым сама училась), но с восхищением смотрела работы коллег по Сети и их учеников.

      Удалить
    3. Ну, мое мнение таково, что большинство взрослых сейчас именно такие. )
      Да, пробовала, заходила на все, регистрировалась. Но потом поняла, что результат будет такой же, а в Муви даже удобнее.
      Была бы очень признательна, если бы ее вы скинули!

      Удалить
    4. >потом поняла, что результат будет такой же, а в Муви даже удобнее.
      +++Неа, результат там другой, жаль, что немного недопоняли...
      >Была бы очень признательна, если бы ее вы скинули!
      +++ ссылка для скачивания программы, инструкция
      Вот она как раз похожа на Movie Maker, но мне нравится больше.

      Удалить