Постоянные читатели

четверг, 15 ноября 2012 г.

Личность, ее социализация и воспитание

1. Теоретическая база по данной теме


Социализацией называется процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.Социализация личности осуществляется в различных ситуациях, возникающих в результате взаимодействия множества обстоятельств. Именно совокупное влияние этих обстоятельств на человека требует от него определенного поведения и активности. Факторами социализации и называют такие обстоятельства, при которых создаются условия для протекания процессов социализации.

Чтобы понять, как проходят социализация и воспитание личности, нужно иметь представление об основных терминах данной темы. Существует три термина, которые кажутся очень похожими друг на друга, однако они имеют существенные различия. Это человек, личность и индивид.
Человек — существо, принадлежащее к человеческому роду, обладающее речью, сознанием, высшими психическими функциями, способное создавать и использовать орудия в процессе общественного труда.
Личность — субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.
Индивид (от лат. individuum — «отдельный человек, личность») — единичный конкретный человек, рассматриваемый в качестве биосоциального существа.

Презентация по данной теме






3. Структура личности по модели К.К. Платонова

Константин Константинович Платонов — советский психолог, доктор психологических наук и доктор медицинских наук, профессор. Заслуженный деятель науки РСФСР.

Данная концепция наиболее яркий образец реализации идей структурного подхода к пониманию личности человека. К. К. Платонов рассматривает личность как динамическую систему, т. е. систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в нее элементов и связей между ними, при сохранении функции.
В этой системе автор выделяет четыре подструктуры личности.
1. Низший уровень – биологически обусловленная подструктура
2. Вторая подструктура – индивидуальные особенности психических процессов человека
3. Третья подструктура – индивидуальный социальный опыт
4. Высший уровень – направленность личности

Итак, перейдем собственно к моей структуре личности. Начнем с низшего уровня.

1. Низший уровень. Биологически обусловленная подструктура

Свойства личности, входящие в эту подструктуру, несравнимо больше зависят от физиологических особенностей, чем от социального влияния. Поэтому, я включаю в эту подструктуру все жизненно важные потребности для меня, как человека: потребность в еде, регулярном сне, отдыхе после долгих занятий в школе, потребность в движении, т.е. в занятии спортом. Удовлетворение этих потребностей мне необходимо, потому что без этого мой организм не будет нормально функционировать. Поэтому в первую очередь я думаю о них. 

2. Индивидуальные особенности психических процессов человека

Я думаю, сюда можно отнести функции памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли. Если разбирать это на моей личном примере, то нужно сразу сказать о моем характере и темпераменте. "Простым" человеком меня назвать тяжело: я упрямая, вспыльчивая и закрытая для посторонних. Но при этом я целеустремленная, честная, готова всегда отстаивать свою точку зрения.  У меня также хорошая память, я довольно любознательна и люблю открывать что-то новое для себя. Именно благодаря этим качествам я достигла успехов в учебе.

 3. Индивидуальный социальный опыт

Эта подструктура объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные путем обучения, но все же с биологическим влиянием. Имеется в виду, что какие-то навыки и умения в нас заложены генетически, а воспитание уже развивает и закрепляет их. 
К своим навыкам и умениям я могу отнести способность быстро усваивать и структурировать полученную информацию, что также помогает мне в учебе, и, думаю, поможет в профессиональной деятельности. Я хорошо танцую и искренне этим наслаждаюсь -  почти половину своей жизни я посвятила танцам. И еще у меня есть способность к языкам: я очень быстро и легко изучаю иностранные языки, иногда даже говоря на них лучше, чем на родном.

4. Направленность личности

Она включает желания, интересы, склонности, стремления, идеалы, убеждения, мировоззрение. Все это – формы проявления направленности, в которых проявляются отношения личности. Поэтому она может быть названа социально обусловленной.
Какие же у меня интересы и склонности? Прежде всего, я с уверенностью могу назвать себя гуманитарием. Мне всегда были интересны абсолютно все гуманитарные науки, особенно история и иностранные языки. Стремления и желания у меня те же, что и большинства людей - добиться успеха в жизни, создать семью, быть спокойной за свое будущее. Мировоззрения мое только "оформляется", ведь я подросток, мне всего 16 лет. Год назад я думала совершенно о других вещах, у меня были совершенно другие интересы, желания, да и ценности тоже. Поэтому, к этому вопросу я смогу вернуться только через пару лет, когда уже буду иметь твердые убеждения и идеалы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий