Постоянные читатели

вторник, 14 октября 2014 г.


Домашнее задание № 3. «Открытое письмо с критикой технологического детерминизма»

Письмо адресовано научно-популярному журналу "Мембрана".



Уважаемая редакция,

Я, как Ваша преданная читательница, не могла не заметить, что издание, позиционировавшее себя как главный вестник о «людях, идеях и технологиях» в последнее время совершенно забыло о первых, акцентируя внимание лишь на последних. Позвольте спросить: как так вышло, что из журнала, основывавшегося на позиции социального конструкционизма, Вы повернули вектор своего творчества в противоположном направлении – технологического детерминизма? Неужели вы действительно верите, что в нашей жизни главную роль сегодня играют именно технологии?

Безусловно, технологический детерминизм как основополагающий принцип многих современных социально-экономических и социолого-политических концепций общественного развития, которые абсолютизируют роль технического фактора в истории, имеет место быть, особенно в связи с научно-технической революцией и становлением информационного общества. Да, развитие технологий сегодня налицо,  однако концептуальное различие между социальным конструкционизмом и технологическим детерминизмом не дает мне покоя. В соответствии с последим общество рассматривается как совокупность трех горизонтальных срезов: технологического (в основе), философского (находится сверху), и социального (между двумя предыдущими). Суть детерминистической теории не в том, что миром правят машины и техника, а в том, что само наше восприятие мира целиком и полностью зависит от них.

Давайте взглянем на этот мир совершенно с другой стороны: это общество, и непосредственно все люди или даже человек в отдельности, а не уровень технологий, постоянно влияют на историю, создают и изменяют ее. Это мы сами создаем технологии, это мы придумываем все новые и новые идеи. В концепции детерминизма от техники зависят все сферы жизни общества, однако это очень спорно. Да, она влияет на экономику в значительной степени, ведь создание новых инструментов ведет к повышению материального производства, но заметьте: именно человек осуществляет экономический отбор и управляет всеми задействованными машинами. Конечно, голодному, как говорится, не до философских рассуждений – развитая экономика и развитая техника взаимосвязаны напрямую, но все же как раз знаменитый философ Мамфорд отмечал: если бы у него забрали технику, ему было бы невероятно тяжело, но он все-таки остался бы человеком. Моральный дух, к счастью, не определяется уровнем технического развития общества: в этом главный просчет технологического детерминизма. Примеры этого давно описаны за меня в знаменитейших антиутопиях Брэдберри, Оруэлла, Стругацких и Замятина: в мире, где будет главенствовать идея о преувеличенной роли техники в жизни человека, последний неоспоримо потеряет свою индивидуальность, как отмечает концепция технологического алармизма, самим став «механимазарованным»

Таким образом, уважаемая редакция, я прошу обратить Ваше внимание на то, что в вашем девизе сначала идут «люди», затем «идеи», а потом только «технологии». Социальный порядок напрямую зависит от человека, потому что создается и контролируется им. Сегодня миром праят информация и коммуникация, которые, пусть и передаются с помощью техники, но находятся в руках самих людей. Вот почему весь ход истории определяется обществом, а не инструментом его деятельности.