Постоянные читатели

среда, 4 сентября 2013 г.

Роль экономики в жизни общества

Экономика играет огромную роль в жизни общества. Во-первых, она обеспечивает людей материальными условиями существования — продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребления. Во-вторых, экономическая сфера жизни общества является системообразующим компонентом социума, решающей сферой его жизни, определяющей ход всех происходящих в обществе процессов. Ее изучают многие науки, среди которых важнейшими являются экономическая теория и социальная философия. Следует также отметить и такую сравнительно новую науку, как эргономика (она изучает человека и его производственную деятельность, имея своей целью оптимизацию орудий, условий и процесса труда).


Под экономикой в широком смысле обычно понимают систему общественного производства, т. е. процесс создания материальных благ, необходимых человеческому обществу для его нормального существования и развития.

Экономика — хозяйственная деятельность общества, совокупность производственных отношений, структура и состояние хозяйственной жизни. Всё, что связано с производством товаров и услуг, распределением, обменом и потреблением.

Основные ресурсы производства:
  • земля со всеми ее богатствами;
  • труд, зависит от количества населения и его образования и квалификации;
  • капитал (машины, станки, помещения и т.п.);
  • предпринимательские способности.
Главная функция экономики состоит в том, чтобы постоянно создавать блага, которые необходимы для жизнедеятельности людей, и без которых общество не сможет развиваться.


Экономика: наука и хозяйство


Организуя свою экономическую деятельность, лю­ди преследуют определенные цели, связанные с получением необходимых им благ и услуг. Для до­стижения этих целей прежде всего необходима ра­бочая сила, т. е. люди, обладающие способностями и трудовыми навыками. Эти люди в процессе своей трудовой деятельности используют средства произ­водства.

Средства производства представляют собой со­вокупность предметов труда, т. е. того, из чего производятся материальные блага, и средств тру­да, т. е. того, чем или с помощью чего они произво­дятся.

Совокупность средств производства и рабочей си­лы принято называть производительными силами об­щества.

Производительные силы — это люди (человече­ский фактор), обладающие производственными навыками и осуществляющие производство мате­риальных благ, созданные обществом средства про­изводства (вещественный фактор), а также тех­нология и организация процесса производства.

Экономические школы

  • Меркантилизм















  • Физиократы

Новое направление в развитии политической экономии представлено физиократами, которые явились выразителями интересов крупных землевладельцев.

Физиократы изучали влияние природных явлений на экономику общества. Они считали что источником богатства является труд только в земледелии.
Основными представителями школы являлись:
 - Франсуа Кенэ (1694-1774)
 - Анн Робер Тюрго (1727-1781)
  • Классическая школа 
Дальнейшее развитие экономическая наука получила в трудах Адама Смита (1723-1790) и Давида Рикардо (1772-1823).
Адам Смит стал основоположником классической политической экономии.
Основная идея в учениях Адама Смита — идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен.

Смит заложил основы трудовой теории стоимости, показал значение разделения труда как условия повышения производительности. Его исследования стали библией для ученых-экономистов Запада.

Давид Рикардо продолжил теорию А.Смита немного доработал её. Он утверждал, что стоимость и цена товара зависит от количества труда затраченного на его изготовление; Прибыль есть результат неоплаченного труда рабочего. Его учение легло в основу утопического социализма.

Субъекты экономики



Презентация с основными понятиями темы