Постоянные читатели

суббота, 4 мая 2013 г.

Выборы и демократия

Сегодня в мире трудно найти страну, где не проводились бы выборы. Выборы в органы политической власти в современном обществе представляют собой крупное социально-политическое мероприятие, основная цель которого — воспроизводство политической элиты, легитимное воссоздание общественного представительства в системе государственного руководства и управления.
Участие в выборах - это не просто важнейшее конституционное право, но и событие, требующее от его участников политической ответственности за свои действия.




В самом общем смысле выборы — это избрание с помощью голосования представительных органов власти, должностных лиц, руководителей организации. Выборы в органы власти составляют сердцевину демократического политического процесса, являются результатом долгого и противоречивого исторического поиска лучшей модели формирования и функционирования публичной власти. Но не все выборы можно назвать демократическими.

Демократические выборы базируются на правовых нормах, в совокупности называемых избирательным правом. Избирательное право подразделяется на объективное и субъективное.




Объективное избирательное право — это совокупность юридических норм, закрепляющих принципы, порядок организации и проведения выборов в органы государственной власти и местного самоуправления.

Субъективное избирательное право — одно из основных политических прав граждан, подразделяемое, в свою очередь, на активное и пассивное избирательное право.



  • Активное избирательное право — это право участвовать с решающим голосом в формировании выборных органов государственной власти и местного самоуправления (т. е. право избирать).
  • Пассивное избирательное право — это право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления.

Функции выборов

  • выражение интересов различных групп общества; 
  • институализация отношений представительства, создание функционирующей представительной системы; 
  • легитимация и стабилизация политической системы; 
  • легитимное воспроизводство политической элиты; 
  • контроль за политическими элитами; 
  • политическая социализация личности.

Типы выборов

Выделяют следующие типы выборов в органы власти:
по уровням:
• федеральные (выборы в Государственную Думу);
• региональные (выборы губернаторов, краевых, областных дум);
• местные (выборы в муниципальные представительные органы власти, в городскую думу);
по ветвям власти:
• выборы в законодательные органы власти (парламенты);
• исполнительные органы власти (президента, губернаторов; префектов во Франции),
• судебные органы власти (выборы судей в США).



Принцип равного избирательного права означает, что граждане России на равных основаниях могут участвовать в формировании органов государственной власти и органов местного самоуправления, участвовать в референдумах.

Принцип всеобщего избирательного права гарантирует гражданам России по достижении установленного законодательством возраста право избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, местожительства, убеждений и иных обстоятельств. Ограничения активного и пассивного избирательных прав могут быть установлены только федеральным законом.

Принцип прямого избирательного права означает, что граждане России участвуют непосредственно в формировании органов государственной власти и местного самоуправления, в решении вопросов государственного и местного значения.

Принцип тайного голосования гарантирует тайну волеизъявления избирателей при голосовании на выборах.

Характеристики демократических выборов



  • Конкурентные

Оппозиционные партии и кандидаты должны пользоваться свободой слова, собраний, передвижения. Правящая партия может пользоваться преимуществами, дающимися пребыванием у власти, но правила и проведение конкурентной борьбы должны быть честными.



  • Периодические

Выборные должности народные избранники занимают в течение периода времени, обозначенного в законе, и через определенный срок избирательные комиссии всех уровней (от центральной до участковой) организуют новую избирательную кампанию.



  • Представительные

Руководство, избранное маленькой группой, не является поистине народным, даже если соблюдена демократичная процедура выборов. Вот почему при недостаточном участии избирателей в голосовании результаты выборов считаются недействительными, и приходится объявлять 2-й тур голосования.



  • Окончательные

Исход предвыборной борьбы за власть определяется результатами голосования. Вот почему высокие требования предъявляются к процедуре голосования. Например:

- кабины для голосования должны быть оборудованы таким образом, чтобы обеспечить тайну волеизъявления;

- бюллетени выдаются по предъявлению паспорта, чтобы каждый мог проголосовать один раз, и только за себя;

- урна для голосования опечатывается;

- результаты голосования фиксируются в протоколе избирательной комиссии;

- за работой избирательной комиссии следят наблюдатели.