Сегодня в мире трудно найти страну, где не проводились бы выборы. Выборы в органы политической власти в современном обществе представляют собой крупное социально-политическое мероприятие, основная цель которого — воспроизводство политической элиты, легитимное воссоздание общественного представительства в системе государственного руководства и управления.
Участие в выборах - это не просто важнейшее конституционное право, но и событие, требующее от его участников политической ответственности за свои действия.
В самом общем смысле выборы — это избрание с помощью голосования представительных органов власти, должностных лиц, руководителей организации. Выборы в органы власти составляют сердцевину демократического политического процесса, являются результатом долгого и противоречивого исторического поиска лучшей модели формирования и функционирования публичной власти. Но не все выборы можно назвать демократическими.
Демократические выборы базируются на правовых нормах, в совокупности называемых избирательным правом. Избирательное право подразделяется на объективное и субъективное.
Объективное избирательное право — это совокупность юридических норм, закрепляющих принципы, порядок организации и проведения выборов в органы государственной власти и местного самоуправления.
Субъективное избирательное право — одно из основных политических прав граждан, подразделяемое, в свою очередь, на активное и пассивное избирательное право.
по уровням:
• федеральные (выборы в Государственную Думу);
• региональные (выборы губернаторов, краевых, областных дум);
• местные (выборы в муниципальные представительные органы власти, в городскую думу);
по ветвям власти:
• выборы в законодательные органы власти (парламенты);
• исполнительные органы власти (президента, губернаторов; префектов во Франции),
• судебные органы власти (выборы судей в США).
Оппозиционные партии и кандидаты должны пользоваться свободой слова, собраний, передвижения. Правящая партия может пользоваться преимуществами, дающимися пребыванием у власти, но правила и проведение конкурентной борьбы должны быть честными.
Выборные должности народные избранники занимают в течение периода времени, обозначенного в законе, и через определенный срок избирательные комиссии всех уровней (от центральной до участковой) организуют новую избирательную кампанию.
Руководство, избранное маленькой группой, не является поистине народным, даже если соблюдена демократичная процедура выборов. Вот почему при недостаточном участии избирателей в голосовании результаты выборов считаются недействительными, и приходится объявлять 2-й тур голосования.
Исход предвыборной борьбы за власть определяется результатами голосования. Вот почему высокие требования предъявляются к процедуре голосования. Например:
- кабины для голосования должны быть оборудованы таким образом, чтобы обеспечить тайну волеизъявления;
- бюллетени выдаются по предъявлению паспорта, чтобы каждый мог проголосовать один раз, и только за себя;
- урна для голосования опечатывается;
- результаты голосования фиксируются в протоколе избирательной комиссии;
- за работой избирательной комиссии следят наблюдатели.
Участие в выборах - это не просто важнейшее конституционное право, но и событие, требующее от его участников политической ответственности за свои действия.
В самом общем смысле выборы — это избрание с помощью голосования представительных органов власти, должностных лиц, руководителей организации. Выборы в органы власти составляют сердцевину демократического политического процесса, являются результатом долгого и противоречивого исторического поиска лучшей модели формирования и функционирования публичной власти. Но не все выборы можно назвать демократическими.
Демократические выборы базируются на правовых нормах, в совокупности называемых избирательным правом. Избирательное право подразделяется на объективное и субъективное.
Объективное избирательное право — это совокупность юридических норм, закрепляющих принципы, порядок организации и проведения выборов в органы государственной власти и местного самоуправления.
Субъективное избирательное право — одно из основных политических прав граждан, подразделяемое, в свою очередь, на активное и пассивное избирательное право.
- Активное избирательное право — это право участвовать с решающим голосом в формировании выборных органов государственной власти и местного самоуправления (т. е. право избирать).
- Пассивное избирательное право — это право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления.
Функции выборов
- выражение интересов различных групп общества;
- институализация отношений представительства, создание функционирующей представительной системы;
- легитимация и стабилизация политической системы;
- легитимное воспроизводство политической элиты;
- контроль за политическими элитами;
- политическая социализация личности.
Типы выборов
Выделяют следующие типы выборов в органы власти:по уровням:
• федеральные (выборы в Государственную Думу);
• региональные (выборы губернаторов, краевых, областных дум);
• местные (выборы в муниципальные представительные органы власти, в городскую думу);
по ветвям власти:
• выборы в законодательные органы власти (парламенты);
• исполнительные органы власти (президента, губернаторов; префектов во Франции),
• судебные органы власти (выборы судей в США).
Принцип равного избирательного права означает, что граждане России на равных основаниях могут участвовать в формировании органов государственной власти и органов местного самоуправления, участвовать в референдумах.
Принцип всеобщего избирательного права гарантирует гражданам России по достижении установленного законодательством возраста право избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, местожительства, убеждений и иных обстоятельств. Ограничения активного и пассивного избирательных прав могут быть установлены только федеральным законом.
Принцип прямого избирательного права означает, что граждане России участвуют непосредственно в формировании органов государственной власти и местного самоуправления, в решении вопросов государственного и местного значения.
Принцип тайного голосования гарантирует тайну волеизъявления избирателей при голосовании на выборах.
Характеристики демократических выборов
- Конкурентные
Оппозиционные партии и кандидаты должны пользоваться свободой слова, собраний, передвижения. Правящая партия может пользоваться преимуществами, дающимися пребыванием у власти, но правила и проведение конкурентной борьбы должны быть честными.
- Периодические
Выборные должности народные избранники занимают в течение периода времени, обозначенного в законе, и через определенный срок избирательные комиссии всех уровней (от центральной до участковой) организуют новую избирательную кампанию.
- Представительные
Руководство, избранное маленькой группой, не является поистине народным, даже если соблюдена демократичная процедура выборов. Вот почему при недостаточном участии избирателей в голосовании результаты выборов считаются недействительными, и приходится объявлять 2-й тур голосования.
- Окончательные
Исход предвыборной борьбы за власть определяется результатами голосования. Вот почему высокие требования предъявляются к процедуре голосования. Например:
- кабины для голосования должны быть оборудованы таким образом, чтобы обеспечить тайну волеизъявления;
- бюллетени выдаются по предъявлению паспорта, чтобы каждый мог проголосовать один раз, и только за себя;
- урна для голосования опечатывается;
- результаты голосования фиксируются в протоколе избирательной комиссии;
- за работой избирательной комиссии следят наблюдатели.
Комментариев нет:
Отправить комментарий