Постоянные читатели

четверг, 24 января 2013 г.

Многообразие социальных групп

Люди в процессе своей жизнедеятельности объединяются, и человеческое общество представляет собой множество различных социальных групп. К таким группам, например, относится народность, нация, общественный класс, сельская община, трудовой коллектив, семья. Такие группы различны по характеру, масштабу, роли, которую они играют в обществе. Так что же у них общего?


Социальная группа — объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.

Выделяют большие, средние и малые социальные группы. 
В большие группы входят совокупности людей, существующие в масштабе всего общества в целом: это социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д.
Осознание принадлежности к социальной группе и соответственно ее интересов как своих происходит постепенно, по мере формирования организаций, защищающих интересы группы (например борьба рабочих за свои права и интересы через организации рабочих).
К средним группам относятся производственные объединения работников предприятий, территориальные общности (жители одной деревни, города, района и пр.).
К малым группам относятся такие группы, как семья, дружеские компании, соседские общности. Их отличает наличие межличностных отношений и личных контактов друг с другом.

Презентация по данной теме


Многообразие социальных групп

Люмпены и маргиналы

Человек может принадлежать к какой-либо из социальных групп или занимать некое промежуточное, переходное положение.
Промежуточным, пограничным состоянием характеризуются маргинальные (от лат. marginalis — находящийся на краю) группы. К ним относят иммигрантов, безработных, инвалидов, лиц без определенного места жительства и определенных занятий (бомжей). Признаком, свидетельствующим о переходе в маргинальное состояние, является разрыв экономических, социальных и культурных связей с прежней социальной общностью и попытки установить их с новой. Однако, утратив связь со своей прежней социальной группой, маргиналы долгое время не могут принять новые ценности и правила поведения. 
Писатель Виктор Шендерович, высказывая свою политическую позицию об отказе от участия в недемократических выборах, так отреагировал на то, что его назвали «маргиналом»: 
"В слове «маргинал» нет ничего обидного <…>. «Пометки на полях»: маргинал — это тот, кто в меньшинстве.Христос был маргиналом, как известно, Сахаров был маргиналом… Томас Манн был маргиналом. То есть, мы в хорошей компании. И давно замечено, что самая большая опасность для приличного человека — это оказаться в большинстве. Это значит: что-то не так. Осмотрись, оглядись, чего-то ты вдруг в большинстве? Да? Потому что «худших везде большинство», как говорил Эпиктет. Но это такие общие соображения. Поэтому — ну, маргинал и маргинал, слава богу. Не дай бог попасть в это большинство, ещё на «Селигер» позовут".

К другой группе относят люмпенов. Слово "люмпен" происходит от немецкого lumpen - лохмотья. К люмпенам относят людей, опустившихся на "дно" общественной жизни - бродяг, нищих, бомжей. Как правило, это выходцы из различных социальных слоев и классов. Впервые термин "люмпен-пролетариат" был введен Карлом Марксом. Люмпен-пролетариат – это люди, которые не желают и не умеют работать, которые не имеют ни собственности, ни этических норм, не умеют планировать даже свою судьбу, являются крайне безответственными избирателями, голосуют за столь же безответственных политиков.
Позднее «люмпенами» стали называться все деклассированные слои населения (бродяги, нищие, уголовные элементы и другие). В большинстве случаев люмпен — это лицо, не имеющее никакой собственности и живущее случайными заработками. 
Люмпенизация общества означает увеличение доли этих слоев в населении и распространение психологии люмпенов в условиях социального неравенства и кризиса.